Российско-американский университет ‘РАУ-корпорация’ разрабатывал в 90-ых для властей России законопроекты
Корреспондент Ъ встретился с президентом корпорации Алексеем Подберезкиным и вице-президентом Андреем Жуковым. Последним местом работы Подберезкина была Дипломатическая академия МИД, а Жуков ушел ‘в бизнесмены’ из Международного отдела ЦК КПСС.
В апреле 1990 года гуманитарии создали Российско-американский университет РАУ — как некую структуру, работающую в различных областях знания. Соучредителем выступила одна американская фирма, знакомая российским участникам ‘по предыдущей работе’, позже ее вывели из состава учредителей и название университета скорее определяет сферу его интересов: Россия — Европа и Азия, Америка — от Канады до Чили.
В штате около 400 сотрудников, среди которых два академика и более ста докторов и кандидатов наук. Основные направления деятельности — экономический и политический консалтинг, издательское дело. Оборот за I квартал 1993 года — 200 млн рублей.
Специалисты, ставшие основой РАУ, хорошо представляли себе, какая информация нужна иностранным предпринимателям, желающим начать бизнес в России. Поэтому первые деньги университет начал зарабатывать на предоставлении консалтинговых услуг зарубежным фирмам, знакомым ‘по местам предыдущей работы’.
Продолжая давать консультации по организации бизнеса иностранцам здесь, а нашим предпринимателям — там, РАУ принялся за создание собственных баз данных общим числом около десятка: ‘Политические партии и движения’, ‘Товары и производители’, ‘Право’, ‘Ресурсы регионов’, ‘Неиспользуемое оборудование’ и т. д. Информацию получали как бесплатно, в обмен на собственную, так и покупали, чтобы тут же ее обработать, систематизировать и уже в новом качестве продать.
Кроме того к специалистам РАУ постоянно обращались и обращаются властные структуры, ведомства. То законопроект разработать нужно, то конференцию организовать. Причем, по словам Подберезкина, помогает им РАУ бесплатно. Но вес такое взаимодействие прибавляет, возможности увеличивает.
Первым крупным результатом работы РАУ стал выход в ноябре 1991 года трехтомника с хитрым названием ‘Регистр РАУ-пресс: товары и услуги — производители СССР. 1991’ Готовился он полтора года — на единственном в то время компьютере. Для издания требовался инвестор. Нашли одну американскую фирму. Достаточно хорошо представляя себе психологию предпринимателя вообще и американского в частности, руководители РАУ сначала провели весь цикл работ до печати, подготовили оригинал-макет и только после этого — с товаром в руках — отправились к американцам. Реальность товара убедила тех в целесообразности инвестиций.
Первая крупная издательская программа сопровождалась и крупными просчетами. Например, на рынок практически одновременно выбросили 50 тыс. экземпляров Регистра по цене 6-7 тыс. рублей. Для 1991 года это было довольно дорого. Первые два-три месяца рынок переваривал Регистр с большим трудом. Опять сидели без зарплаты.
Ситуация изменилась к весне 1992 года. Во-первых, инфляция ‘понизила’ цену до более приемлемой. А во-вторых, российским фирмам стало труднее находить информацию о ставших ‘зарубежными’ партнерах. Причем изданием заинтересовались не только фирмы, но и частные лица. Как рассказал Жуков, один из его знакомых и по сей день неплохо зарабатывает на Регистре. Звонят, к примеру, его друзья из Германии и просят узнать, кто в бывшем СССР занимается производством пряжи. И немцам отвечают, что сбор этой информации потребует дня три, а стоить она будет столько-то. А нужно-то всего — перелистать трехтомник. Безусловно, помимо ‘Регистра РАУ-пресс’ существовали и другие справочники и компьютерные банки информации. Однако содержащий 30 тысяч адресов Регистр из печатных изданий был одним из наиболее полных. И кроме того, хорошо рекламируемым. Например, в рекламных целях он бесплатно распространялся по посольствам и торгпредствам.
Таким образом в 1992 году РАУ приобрел известность. В том числе и за рубежом, куда продавались англоязычные версии Регистра, включая компьютерную. Закрепиться на рынке информации РАУ помог выпуск аналитического еженедельника ‘Обозреватель’ — по словам Подберезкина, издания ‘для лиц, принимающих решения в политике и бизнесе.’
Сам еженедельник, весь тираж которого 500 экземпляров распространяется сугубо по подписке, действительно является изданием элитным, фактически клубным — в каждом номере публикуется список подписчиков.
Но за еженедельником тянется целый шлейф приложений ‘общего пользования’: экономических, правовых и социально-политических сборников и монографий. Например, ‘Транспорт и связь России’, ‘Таможенное законодательство’.
Именно в качестве приложения к ‘Обозревателю’ готовится второе, уже шеститомное издание ‘Регистра РАУ-пресс’ На этот раз издание финансирует банк ‘Столичный’. Но подход к инвестору остался прежним — с оригинал-макетом в руках.
Университет создал и собственную сеть региональных представителей — в каждой области. Использовали для этого и корпункты ТАСС, и коммерсантов, обращавшихся за информацией в РАУ, и даже отставных военных. С военными связь устанавливали через Центр переподготовки специалистов, созданный университетом при Гуманитарной академии ВС. Региональные представители, работая или на ставке, или от процента выручки, выполняют две основных функции. Они реализуют тиражи изданий РАУ и лично собирают информацию на местах, поскольку рассылка анкет, по опыту РАУ, неэффективна: дальше секретарш они не идут.
В 1992 году Российско-американский университет, общество ‘Априори’ и компания ‘Нива’ образовали РАУ-корпорацию.
По признанию Подберезкина, ему и его коллегам очень хочется построить в России что-то типа американского ‘Университета Джона Хопкинса’ John Hopkins University: созданный в середине прошлого века как учебное заведение, этот университет постепенно ‘оброс’ всевозможными производственными и научно-прикладными структурами и на сегодня является одним из крупнейших работодателей в США.
Подробнее на сайте Коммерсантъ в статье 1993 года ‘РАУ-корпорация и ее университеты’
https://www.kommersant.ru/doc/7768
Евгений Федоров :: официальная страница
Источник: https://vk.com/efedorov_club